План маркетинга лизинговых отношений

В России план маркетинга чаще разрабатывается предприятиями, начинающими свой бизнес.

Основными причинами необходимости составления бизнес-плана в российском предпринимательстве являются:

- желание получить надежные инвестиции, в том числе иностранные;

- стремление начать бизнес с большим объёмом ресурсов, для чего необходимо привлечение капитала партнёров;

- отсутствие необходимого опыта работы в рыночных условиях и попытка его компенсировать за счет совместных согласований будущих действий партнёров по бизнесу;

- привлечение внимания региональных властей к бизнесу территории и попытка получения субсидий и льгот для его основания;

- подготовка к конкурентной борьбе на рынке и доказательство готовности к ней;

- необходимость выявления реального круга проблем, мешающих развитию бизнеса.

Для российской экономики план маркетинга является относительно новым явлением, возникновение которого относится к середине 90-х гг. XX в. До этого традиционному в отечественной практике обоснованию экономической эффективности будущих действий придавалось значительно меньше внимания. Но возросшая цена управленческого решения потребовала нового, рыночного подхода. План маркетинга в отличие от технико-экономического обоснования более детально исследует все аспекты будущих действий, начиная с анализа причин появления проблем и до обоснования финансовых источников обеспечения их преодоления.

Российская практика маркетингового планирования активно развивается. План маркетинга стал рабочим инструментом в планировании развития предпринимательства. Для бизнес-планов фирм последних лет характерно более сложное и детальное обоснование маркетинговых и финансово-экономических параметров.

Чтобы решать задачи предпринимательской деятельности, любому бизнесмену необходимы финансовые ресурсы.

Главная задача заключается в том, что финансовые ресурсы активизируют и приводят в действие факторы производственно-хозяйственной деятельности: производственные фонды (оборудование); материальные ресурсы; трудовые ресурсы; прочие материальные и нематериальные активы (например, плата за лицензию и т.п.).

Получение финансовых ресурсов может быть осуществлено за счёт 4-х базовых источников:

1.прибыли предприятия или предпринимателя, которая была получена в результате производственной деятельности (для вновь созданного предприятия этот источник практически отсутствует);

2.собственные средства предприятия или предпринимателя (для малого предприятия этот источник, как правило, недостаточен);

3.реализация излишнего имущества или материальных ресурсов, а также продажа различных нематериальных активов в виде прав, технологий, интеллектуальных разработок и т.п.

4.привлечение заёмных средств у различных финансово-кредитных организаций — банков, инвестиционных компаний, лизинговых компаний.

В этом случае лизингополучатель (предприниматель) получает не финансовые ресурсы, а уже оборудование для использования его непосредственно в своей деятельности.

Лизинговая компания, или лизингодатель — юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по" договору специально приобретенное для этого имущество или оборудование

Решение о получении оборудования на основе финансового лизинга принимается лизингодателем на основе представленного лизингополучателем-предпринимателем разработанного плана маркетинга.

План маркетинга — это подробный, чётко структурированный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить лизингополучателю (предпринимателю) с использованием оборудования, получаемого по схеме финансового лизинга.

Кроме того, бизнес-план раскрывает и описывает способы достижения поставленных целей и финансово-экономические показатели предприятия или проекта в результате его реализации.

План маркетинга:

· дает возможность определить жизнеспособность проекта лизингополучателя;

· служит инструментом получения ресурсов (в виде оборудования) от лизингодателя.

Состав плана маркетинга и степень его детализации зависит от ресурсов и содержания будущего проекта и сферы деятельности лизингополучателя (предпринимателя).

Как правило, требования к бизнес-плану инвестиционного проекта на основе финансового лизинга формирует лизинговая компания или лизингодатель.

План маркетинга лизингополучателя должен учитывать:

- тип лизинговой операции (оперативный лизинг, финансовый лизинг с выкупом, вторичный, возвратный, международный лизинг);

- объект лизинга (движимое или недвижимое имущество).

С учетом действующего правового поля российского законодательства в настоящем учебном цикле речь будет идти только о:

- финансовом лизинге;

- движимом имуществе.

План маркетинга лизингового проекта имеет ряд специфических параметров, влияющих на расчёты:

- на чьём балансе находится оборудование по лизингу;

- налоговое окружение;

- коэффициент ускоренной амортизации;

- размер комиссионного вознаграждения лизинговой компании (%, база начисления комиссионного вознаграждения, динамика его изменения по периодам плана маркетинга);

- графика лизинговых платежей;

- дополнительные услуги лизинговой компании.