Использование атакующей стратегии целесообразно в нескольких случаях:
- если доля на рынке ниже необходимого минимума или в результате действий конкурентов резко сократилась и не обеспечивает достаточного уровня;
- внедрение на рынок нового продукта;
- фирмы-конкуренты теряют свои позиции и появляется реальная возможность при относительно небольших затратах увеличить рыночную долю.
Оборонительная, или удерживающая, стратегия предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Она может быть использована:
- при удовлетворительной позиции фирмы;
- в случае недостатка средств для проведения атакующей стратегии;
- в ситуации, когда фирма опасается осуществлять атакующую стратегию из-за возможных активных ответных мер со стороны конкурентов.
Оборонительную стратегию часто применяют крупные фирмы на известных для них рынках. Однако подобный вид стратегии таит в себе опасность. Она требует самого пристального внимания со стороны проводящего ее предприятия к действиям фирм-конкурентов.
Стратегия отступления является, как правило, вынужденной, а не сознательно выбираемой.
ООО «Амазонка-турс»
обладает многопродуктовым однородным портфелем. Относительная доля продуктов в продуктовом портфеле зависит от фаз жизненного цикла.
Групповой туризм составляет 55% продуктового портфеля находится на стадии устойчивого сбыта.
Круизы находится на стадии становления и развития и имеет долю 20 % в продуктовом портфеле.
На стадии упадка находится индивидуальный туризм имеет также долю в портфеле 20 %.
ООО «Амазонка-турс»
также разработало новое направление – зимний туризм», которое находятся на стадии зарождения и имеют долю 5%.
На основе портфельного анализа построим матрицу Бостонской консультационной группы:
Таблица 16.
Матрица БКГ
|  
 рост объёма продаж низкий высокий  |   
 «Звезда» островной туризм  |   
 «? » зимний туризм  |  
|  
 «Дойная корова» групповые туры  |   
 «Собаки» индивидуальные туры  |  
высокая низкая
Таким образом, ООО «Амазонка-турс» необходимо избрать атакующую стратегию лидера.
Обоснуем выбор стратегии на основе модели
McKincey
Таблица 17.
Матрица
McKincey
|  
 привлекательность рынка 1 2,3 3,6 5  |   
 Успех  |   
 Успех  |   
 ?  |  |
|  
 Успех  |   
 Средний бизнес  |   
 Поражение  |  ||
|  
 Доходный бизнес  |   
 Поражение  |   
 Поражение  |  ||
5 3,6 3,45 2,3 5
позиция в конкуренции
Важнейшим результатом эффективного продвижения на начальном этапе развития является обеспечение конкурентной способности фирмы. Фирма должна действовать лучше, чем конкуренты, и создавать в своем продукте конкурентные преимущества, чтобы потребители выбрали ее среди других.
Чтобы обеспечить выживание фирмы в конкурентной борьбе она должна производить товар, услугу, которые стабильно будут находить покупателей. Это означает, что товар, услуга должны быть, во-первых, интересны покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупателю более, чем аналогичный или схожий по потребительским качествам товар, производимый другими фирмами. Если товар обладает этими двумя свойствами, то говорят, что товар имеет конкурентные преимущества, а фирма конкурентоспособна.