Основными, ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие.
Конкурентные преимущества фирмы, ее сильные стороны могут играть решающую роль при выборе стратегии. Так, ведущие, лидирующие предприятия должны стремиться к максимальному использованию возможностей, определяемых их положением на рынке (стратегия диверсификации, концентрации) . Слабым же фирмам следует выбирать те стратегии, которые могут привести к улучшению их места на рынке (стратегия сокращения, горизонтальная интеграция).
При поиске альтернативных стратегий в первую очередь может быть использована
матрица «продукт — рынок»
Матрица образует четыре поля, характеризующие положение фирмы в зависимости от сочетания двух факторов (развития и обновления рынка и продукта):
Таблица 13.
Матрица «продукт-рынок»
|  
 Продукт/рынок  |   
 Существующий  |   
 Новый  |  
|  
 Существующий Новый  |   
 Глубокое проникновение на рынок Развитие рынка  |   
 Разработка продукта Диверсификация  |  
- фирма выступает на существующем рынке с существующим (старым) продуктом;
- фирма выступает на существующем рынке, но с новым продуктом;
- фирма выступает на новом рынке, но с существующим продуктом;
- фирма выступает на новом рынке с новым продуктом.
Матрица позволяет выработать четыре альтернативные стратегии маркетинга.
Таблица 14.
Оценка альтернативных стратегий на основе матрицы «продукт-рынок»
|  
 Стратегия  |   
 Вероятность успеха, %  |   
 Расходы  |  
|  
 Глубокое проникновение на рынок  |   
 50  |   
 Базис  |  
|  
 Разработка продукта  |   
 33  |   
 Увеличение в 8 раз  |  
|  
 Развитие рынка  |   
 20  |   
 Увеличение в 4 раза  |  
|  
 Диверсификация  |   
 5  |   
 Увеличение в 12—16 раз  |  
Ряд стратегий может быть выработан на основе матрицы «рост —
рыночная доля», предложенной Бостонской консультационной группой (БКГ) из штата Массачусетс.(Рис.7). Она позволяет предприятию классифицировать каждый из своих продуктов по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж. Продукты, занимающие в матрице схожее исходное стратегическое положение, объединяются в однородные совокупности. Для них можно определить базисные образцы действий или так называемые нормативные стратегии, которые используются для целевого и стратегического планирования, а также для распределения ресурсов предприятия.
В немалой степени популярность матрицы БКГ обусловлена образной выразительностью названий ее секторов.