Характеристика рынка телекоммуникационных услуг

3. Междугородная и международная связь.

Здесь доминирует акционерное общество "Ростелеком", которое пропускает около 70 процентов всего междугородного и международного трафика Российской Федерации. При этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру этого акционерного общества при оказании ими услуг связи. В условиях конкуренции доля акционерного общества "Ростелеком" в этом сегменте рынка услуг постоянно снижается. Наличие перекрестного субсидирования приводит к установлению высоких розничных тарифов на услуги междугородной и международной связи. Новые операторы связи работают в том же самом сегменте рынка, что и акционерное общество "Ростелеком", но не несут нагрузку по дотированию услуг местной телефонной связи, в результате чего имеют возможность эффективно конкурировать с акционерным обществом "Ростелеком" в области ценовой политики, сохраняя при этом сверхвысокие прибыли от оказания услуг междугородной и международной связи.

4. Передача данных, телематические услуги (включая Интернет).

Один из наиболее быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка, в том, что касается роста абонентской базы и развития инфраструктуры. Тарифная и инвестиционная политика операторов связи в сегменте услуг передачи данных и Интернета со стороны государства не контролируется.

Ключевые показатели аудитории Интернета:

· 38 млн. российских пользователей от 16 лет и старше в 2008 году выходили в сеть хотя бы раз в шесть месяцев.

· аудитория Интернета в РФ составляет 32% от общего населения страны.

· за 6 лет полугодовая аудитория Интернета выросла в 4,4 раза, суточная - 9,1 раз.

· суточная аудитория Интернета в 2008 году составила половину от полугодовой.

В настоящее время международными регулирующими организациями рынки доступа выделены в отдельный сегмент маркетинга телекоммуникаций. Общие принципы организации доступа в телекоммуникациях строятся на понятии Сети доступа, а ключевыми субъектами развития рынков доступа в сфере телекоммуникаций являются оператор доступа, обеспечивающий проводный или беспроводный доступ к сети, и провайдер доступа, отвечающий за возможности пользования услугами доступа со стороны абонентов. Доступ в телекоммуникациях подразумевает предоставления услуг другому оператору на определенных условиях на основании ограниченного или неограниченного доступа с целью предоставление телекоммуникационных услуг. Доступ в телекоммуникациях охватывает доступ к элементам и сетевому оборудованию, включающему стационарные и нестационарные средства, доступ к физической инфраструктуре, доступ к соответствующим системам программного обеспечения, доступ к выделенным сетям телекоммуникаций, доступ к сетям для услуг цифрового телевидения, доступ к виртуальным услугам.

Европейский подход к регулированию рынков телекоммуникаций базируется на концепции доминирования, в рамках которой неприменимы правовые механизмы регулирования естественных монополий. Исторически так сложилось на большинстве рынков телекоммуникаций, что операторы формировали свои коммерческие сети (фиксированные и мобильные) путем подключения (взаимосоединения) к Телефонной сети общего пользования (ТСОП). Таким образом, возник Рынок доступа на сети фиксированной и мобильной связи, регулирование которого на сегодня является одной из важнейших задач. Исходя из показателя доли рынка, а также путем консолидации рынка среди операторов телекоммуникаций выделяются Операторы со значительной рыночной силой, для которых происходит тарифное регулирование относительно услуг доступа на их сети. Применение такого подхода обусловлено тем, что отношения между операторами телекоммуникаций по вопросам доступа и использования их сетей первичны по отношению к вопросам предоставления услуг связи, поскольку рынки доступа формируют самостоятельные товарные рынки услуг присоединения и пропуска трафика, подлежащие обязательному госрегулированию с целью гарантировать доступ в сеть и ее использование оператору связи, не обладающему такой инфраструктурой, но планирующему заняться предоставлением телекоммуникационных услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4