Логистический процесс обеспечения поставок нерудных строительных материалов на речном транспорте

Добыча и перевозка НСМ из обводненных месторождений занимает с середины 50~х ведущее место в производственно-финансовой деятельности предприятий речного транспорта.

В конце дореформенного периода был осуществлен переход на производство и поставку добываемых материалов, что обусловлено возросшими требованиями к их качеству предприятий строительного комплекса.

Так же необходим учет экономических интересов потребителей материалов, а также возросшей конкуренции со стороны добывающих и транспортных компаний смежных видов транспорта и других отраслей.

Речной транспорт пока сохраняет ведущие позиции в стране по техническому и технологическому обеспечению процесса производства и поставки НСМ с точки зрения современных требований транспортной логистики.

В состав технических средств производства гидромеханизированной разгрузки НСМ входят:

· земснаряды, добывающие НСМ из обводненных месторождений, включающие землесосные снаряды с центробежными грунтовыми насосами, землесосы-эжекторы с водоструйными, насосами, землесосы-эрлифты, у которых грунтозабор осуществляется за счет подачи сжатого воздуха к заглубленному концу подъемной трубы;

· добывающие черпаковые снаряды, подразделяющиеся на многочерпаковые и одночерпаковые штанговые или грейферные землечерпательные снаряды;

· специальное оборудование для сгущения пульпы (механической смеси добываемого грунта с водой), обогащения и классификации НСМ при помощи различных аппаратов гидравлического и механического принципа действия, предназначенных для отделения мелких, нетоварных частиц, а также разделения добываемой песчано-гравийной смеси (ПГС) на фракции заданной крупности;

· специализированные транспортные суда с трюмами трапециевидного сечения, предназначенными для гидромеханизированного способа разгрузки и сухогрузные суда различных типов;

· гидроперегружатели землесосного или эжекторного типов, предназначенные для разгрузки специализированных судов, а при оснащении специальными всасывающими устройствами и барж-площадок;

· вспомогательные суда технического флота, включающие брандвахты для размещения экипажей снарядов; суда-приставки с гидроклассификаторами, обеспечивающими также улучшение условий швартовки грузового флота к земснарядам; мотозавозни, предназначенные для завозки, перекладки рабочих якорей и буксировочных работ; самоходные плавучие станции для откачки воды из трюмов грузовых судов, нефтеналивные баржи и др.

Основным техническим средством добычи НСМ является плавучий земснаряд, представляющий собой специальное судно, предназначенное для разработки и извлечения грунта со дна водоема, подъема его над уровнем воды и транспортирования на место отвала или погрузки в транспортные средства.

Земснаряды классифицируются по различным признаками конструкции корпуса; типу привода; способам грунтозабора, управления, рабочих перемещений и передвижения; месту размещения грунтового насоса и др.

Каждому земснаряду присваивается класс Речного Регистра в зависимости от конструкции и разряда водного бассейна, в котором разрешается его эксплуатация: класс "Л" - для использования на реках, где высота волны не превышает 0,6 м (малые реки, верховья крупных рек); класс "Р" - для эксплуатации на средних и нижних плесах рек, каналах и некоторых спокойных озерах, где высота волны не превышает 1,2 м; класс "О" - для добычи НСМ при высоте волны до 2 м (водохранилища и низовья крупных рек); класс "М" - для эксплуатации в устьях больших рек, озерах, водохранилищах, морских заливах при высоте волны до 3 м