Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли

начального запаса товаров: N1зап1 - N0зап1;

поступления товаров: N1п - N0п;

прочего выбытия товаров: N1выб - N0выб;

конечного запаса товаров: N1зап2 - N0зап2;

общее отклонение: N1p-N0p.

Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем оборота розничной торговли можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на оборот. С этой целью применяется другая модель - модель зависимости оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

Nр = Коб * Nзап, (2)

где Np - объем оборота розничной торговли;

Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

N зап - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, - самостоятельный раздел экономического анализа.

К третьей группе факторов, влияющих на объем оборота розничной торговли, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема оборота к среднесписочной численности персонала. Факторная модель имеет вид:

Nр = Ч * В, (3)

где Ч - среднесписочная численность работников;

В - выработка.

Объем оборота розничной торговли может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней Тр, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч:

Nр = M*Tp*tсм*Bч. (4)

Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:

нагрузка на 1 м2 товарной площади - Н;

фондоотдача основных средств - Fo. Соответственно факторные модели, являющиеся объектом

анализа, имеют вид:

Np=H*Птз, (5)

где Птз - площадь торгового зала;

Nр=S*F0,

где S - среднегодовая стоимость основных средств.

Анализ факторных моделей оборота позволяет оценить резервы роста оборота торгового предприятия.

Изучение взаимосвязи оборота и производительности труда, оборота и нагрузки на 1 м2 площади оборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа

Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на оборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:

ценовая эластичность спроса;

расходы на рекламу;

расходы на сервисное обслуживание и т.д.

Перейти на страницу: 1 2