Маркетинговый анализ витаминных препаратов ООО «Аптечный дом»

В целом полученные данные показывают, что большинство респондентов осознают важность и необходимость укрепления здоровья, в том числе посредством приема витаминов.

Изучение предпочтений потребителей в выборе витаминных средств проводилось с учетом позиционирования витаминов по группам.

В соответствии с данными Государственного реестра лекарственных средств витаминные средства позиционируют по группам:

- моновитамины;

- поливитамины (ПВ);

- поливитамины+мультиминералы (ПВ + Ме);

- поливитамины+биологически активные вещества (ПВ + БАВ);

- витамины отечественного и зарубежного производства;

- витамины фирм-производителей.

Потребители витаминных средств в целях профилактики покупают чаще моновитаминные препараты (68%), хотя большая часть респондентов предпочитала бы принимать поливитаминные комплексы, но они, как правило, значительно дороже, что делает их менее доступными (рис.9).

Рис.9. Диаграмма потребления поли- и моновитаминов

Из группы моновитаминов наибольшим спросом пользовались аскорбиновая кислота (49%), в основном отечественного производства, и Асвитол (37%), который широко рекламировался средствами массовой информации (рис.10).

Рис.10. Диаграмма спроса моновитаминных препаратов

При покупке поливитаминных препаратов предпочтение отдавалось поливитаминам с минералами (62%), чаще зарубежного производства. Почти в два раза меньше покупают простые поливитаминные комплексы (34%).

Рис.11. Диаграмма спроса поливитаминных препаратов

Менее всего пользуются спросом комплексы поливитаминов с биологически активными веществами (4%) (рис.11).

При анализе объемов продаж витаминов отечественных и зарубежных производителей было отмечено, что среди витаминов отечественного производства большим спросом пользуются моновитаминные препараты (65%). Из витаминов зарубежного производства потребители предпочитают покупать поливитамины с мультиминералами (68%) и поливитаминные комплексы (25%). Реже покупают поливитамины с добавками биологически активных веществ, например, из лекарственного растительного сырья (4%).

Учитывая, что ассортимент поливитаминых препаратов в аптеке в среднем составляет 29 наименований, для выявления предпочтений в использовании поливитаминов было выбрано десять наиболее покупаемых препаратов. Среди поливитаминов зарубежного производства в десятку наиболее покупаемых вошли (в порядке убывания) Витрум, Центрум, Дуовит, Макровит, среди отечественных лидером является Компливит, а также Ревит, Ундевит, Аэровит, Гексавит, Квадевит. Часто покупают Гендевит, Декамевит, Олиговит, Виташарм, Пиковит, Мульти-табс классик, Джунгли, но они не вошли в десятку лидеров.

Молодые люди чаще покупают Витрум, Центрум (15 и 14% соответственно), из отечественных поливитаминов - Ревит, Компливит (13 и 10% соответственно), Аэровит, Дуовит. Респонденты среднего возраста из поливитаминов зарубежного производства предпочитают тоже Витрум (13%) и Центрум (9%), а также Дуовит, Макровит (8 и 6% соответствено), из отечественных поливитаминов покупают, в основном, Компливит, Ревит, Ундевит (16, 11 и 6% соответственно). Люди старше 50 лет покупают зарубежные поливитамины в очень незначительном количестве: Дуовит - 2%, Центрум, Витрум - 1-2%, из отечественных поливитаминов лидирует Ундевит - 19%, часто покупают Компливит, Ревит - 17 и 14%, а также Квадевит, Декамевит, Аэровит, Гендевит - около 7% каждый препарат (рис.12).

Рис. 12. Диаграмма возрастного потребления витаминов

Результаты сегментации и выявленные факторы предпочтений потребителей дают возможность определить тенденции формирования потребительского спроса и создания более эффективного ассортимента данной группы препаратов в каждой аптеке.

Перейти на страницу: 1 2