Моделирование покупательского поведения

§ как потребитель даёт оценку свойств товара;

§ насколько правильны решения о приобретении товара.

Всё это в конечном итоге даёт маркетологам возможность:

1. оказывать влияние на формирование и регулирование финансового состояния потребителей;

2. определять наиболее необходимые для рынка виды товарной продукции;

3. совершенствовать характеристики находящихся на рынке товаров;

4. улучшать систему информации о товарах;

5. определять пути оказания помощи потенциальным потребителям в поиске, ознакомлении с товаром, принятии решений о его покупке;

6. рационализировать порядок продажи товаров и оказания соответствующих услуг.

Этапы моделирования покупательского поведения юридических лиц.

Современные предприятия (фирмы) озабочены проблемой оптимального материально-технического обеспечения своего производства.

Рассмотрим моделирование поведения на товарном рынке потребителей − юридических лиц.

На поведение этих потребителей оказывают влияние многие факторы:

§ географические (расположение потребителей, транспортные коммуникации, климат, численность и плотность населения);

§ отраслевые (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, строительство, торговля и др.);

§ сфера деятельности (НИОКР, производство, посредничество и др.);

§ форма собственности (государственная, коллективная, частная, иностранная, смешанная);

§ размер фирм-потребителей (крупные, средние, мелкие).

Процесс поведения фирм-потребителей при закупках товаров производственного назначения также подлежит моделированию (Рис. 3).

Выявление финансовых возможностей и их регулирование

Рис. 3 Модель поведения юридических лиц на товарном рынке

Выявление финансовых возможностей и их регулирование − первый этап. Успешное ведение коммерческо-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) зависит прежде всего от их финансовых возможностей. Только устойчивое надёжное финансовое состояние субъекта рынка позволяет ему уверенно осуществлять коммерческо-хозяйственную деятельность, в том числе закупать товар в определённом ассортименте, нужном количестве и в требуемые сроки. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами. Обычно банк, анализируя кредитоспособность потребителя, руководствуется такими факторами, как дееспособность, репутация заёмщика, наличие капитала, наличие обеспечения.

Осознание потребности в закупке товара − второй этап. Это нужно для успешного ведения производственного процесса по причинам обновления товара в соответствии с требованиями рынка, совершенствования технологического процесса, необходимости новых материалов и комплектующих изделий, рационализации ассортимента выпускаемой товарной продукции.

Определение конкретного товара и оценка его характеристик − третий этап (ключевой). При этом маркетолог должен точно знать рыночную конъюнктуру, виды, ассортимент предлагаемых на рынке товаров в качестве средств производства, проявлять владение специфическими техническими данными конкретных товаров, их ценностными характеристиками, в частности стоимостью, надёжностью и долговечностью. Здесь же проводится оценка характеристик товара и определяется необходимое его количество.

Поиск и выбор поставщика − четвёртый этап.

Процесс поиска поставщика состоит в объявлении конкурса, посещении выставок, ярмарок, контакты с коммерческо-информационным центром, изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений, рекомендаций и др. Также ведутся письменные переговоры и переписка между предприятием (фирмой) и потенциальным поставщиками, личные контакты, анализ надёжности и имиджа конкретных поставщиков

При подготовке выбора поставщика товарной продукции предприятие должно рассмотреть ряд вопросов:

§ располагает ли потенциальный поставщик соответствующим оборудованием, мощностями, способными без сбоя, в полном объёме и качественно производить нужную предприятию продукцию;

§ насколько квалифицирован персонал поставщика;

§ каковы репутация и имидж поставщика;

§ удовлетворяет ли поставщик всем требованиям рыночной экономики;

§ способен ли он поставлять качественную продукцию, имеет ли рекламации;

§ эффективна ли его система управления производством и сбытом.

Изучив характеристики ряда поставщиков, потребитель останавливается на нескольких из них, и после сравнения их по соответствующим параметрам (географическое расположение, наличие транспортных коммуникаций, надёжность поставок, в том числе: соблюдение графиков поставок, полнота товарного ассортимента, цена поставляемой продукции, финансовое состояние, условия поставки, сервисное обслуживание) делает окончательный выбор.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6