Программа и ход исследования

Наше исследование проводилось с 12.10.08 по 23.12.09 включительно. Общая выборка исследования составила 45 человек, она была поделена на три группы. В качестве испытуемых выступили школьники 10-х классов Мариинской гимназии (n=15), студенты 3-5 курсов факультета психологии и социальных коммуникаций (n=15), а также работающие в возрасте 35-50 лет (n=15)

Как мы уже указывали выше, гипотеза нашего исследования заключается в том, что использование метафоры в печатной рекламе является эффективным способом стимулирования её запоминаемости, а также формирования положительной эмоциональной оценки в силу неординарности рекламного сообщения.

На основе сформулированной нами гипотезы, мы составили следующую программу эмпирического исследования:

1 Этап.

Данный этап – подготовительный. Он включал в себя выбор методов и методик исследования и подбор стимульного материала для исследования. В качестве методов нами были использованы как качественные, так и количественные методы исследования. В частности, была использована методика на оценку степени вспоминаемости рекламы, семантический дифференциал, а также методы математической статистики (критерий x2) [5]. Он отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или в двух и более эмпирических распределениях.

В качестве стимульного материала нами были отобраны 20 образцов печатной рекламной продукции из журнала «Cosmopolitan» 2009-2010 годов, из которых 10 содержали в себе визуальную метафору, а 10 – нет. Также на данном этапе исследования мы составили авторский вариант модифицированного семантического дифференциала, предназначенный для оценки испытуемыми стимульного материала (см. приложение 1).

2 Этап.

Включает в себя непосредственно само исследование. Участникам индивидуально предлагалось в рамках первой методики непродолжительное время (приблизительно 2 минуты) ознакомиться с образцами печатной рекламы, не останавливаясь ни на одном из вариантов. Затем стимульный материал убирался из поля зрения испытуемого и тот должен был зафиксировать названия (или объекты) запомненных им рекламных образцов по степени их вспоминаемости.

Далее, после выполнения первого задания, испытуемому вновь предлагался стимульный материал, но уже для оценки по биполярным шкалам семантического дифференциала. Каждый образец необходимо было оценить по семибалльной шкале по таким признакам, как «красивая», «яркая», «креативная» и т.д. Всего – десять признаков.

В завершение работы испытуемому выражалась благодарность за участие в исследовании.

3 Этап.

После того, как нами были опрошены все испытуемые по обеим методикам, мы обработали данные, полученные по 1-й методике вначале с помощью частотного анализа, а затем с помощью критерия x2. Результаты см. в приложении 2 (табл.2-4).

Математическая обработка данных подтвердила нашу гипотезу.