Планировка торгового зала супермаркета

Совершенно очевидно, что широта ассортимента в том или ином отделе влияет на размер площади, которая ему требуется. Некоторые магазины специально рекламируют и выделяют определенный отдел — мясной или, например, фруктов и овощей,— и продают в этих отделах товары более широкого и глубокого ассортимента, нежели их конкуренты. Необходимо также учитывать средние размеры единиц товара, его громоздкость и т. п. В некоторых отделах минимально возможная площадь определяется размерами торгового оборудования, которое необходимо для выкладки товаров. Например, если отделу требуется торговое холодильное оборудование, то его площадь не может быть меньше площади самого маленького из холодильных прилавков-витрин плюс площадь торговых и рабочих проходов. Если же по широте ассортимента или намечаемого объема реализации отделу требуется несколько холодильных прилавков-витрин, то его минимальная площадь соответствующим образом увеличивается. При распределении площади непременно надо учитывать и то, какими способами и с помощью какого оборудования товар выкладывается для продажи. Очень веским доводом в пользу увеличения площади того или иного отдела является его высокая рентабельность. Однако этот показатель не может быть единственным критерием. Потребители ожидают, что в супермаркете должно быть определенное количество отделов и соответствующий товарный ассортимент; при этом чем крупнее супермаркет, тем больше отделов и более широкий и глубокий ассортимент рассчитывает найти в нем покупатель. Покупателя не интересует прибыльность товара, и супермаркет должен учитывать требования и ожидания потребителей. Например, если магазин получает мало прибыли на сахаре или, скажем, продуктах детского питания, то руководители супермаркета, скорее, предпочтут смириться с низкой прибыльностью этих товаров, нежели вовсе исключить их из ассортимента и рисковать тем, что покупатели уйдут к конкуренту. Однако если требующийся покупателям ассортимент товаров обеспечен, то, как правило, при распределении площади между различными отделами учитывается рентабельность каждого из них.