Современные тенденции развития и формирования ассортимента коньяка

Последнее время коньяки активно увеличивают свою долю на алкогольном рынке России. Это связано, прежде всего, с повышением уровня доходов населения и увеличением спроса на продукцию, которая позиционируется в верхнем ценовом сегменте (эта тенденция касается всех отраслей продовольственного рынка). Наблюдается увеличение спроса не только на ввозимый коньяк, но и на напитки отечественного производства. Сегодня на территории Российской Федерации коньячную продукцию выпускают около 100 предприятий. Кроме того, Россия остается традиционным рынком для производителей Армении, Азербайджана, Дагестана, Украины. Достаточно активны и производители из Франции.

Очевидно, что после введения запрета на молдавскую и грузинскую продукцию для оставшихся участников рынка, в том числе и для российских производителей, открылись дополнительные перспективы.

Что же влияет на рост емкости коньячного сегмента? Какую долю рынка занимает отечественная продукция, какая доля принадлежит импорту? Какие шаги предпринимают российские производители для продвижению своих марок в связи растущей конкуренцией со стороны игроков из бывших советских республик? Чем объяснить тот факт, что рекламные акции, направленные на продвижение коньячных брендов, не столь масштабны, как, например, водочные?

Имидж производителя, известность торговой марки, выдержка напитков, цена продукции, ее качество, регион, где выращивается виноград — что наиболее существенно при выборе торговой марки оптовой компанией? Каковы перспективы российского коньячного производства и всего сегмента в целом?

По мнению специалистов, на рост емкости коньячного сегмента оказывают влияние сразу несколько факторов:

· улучшение качества жизни россиян: доходы растут, значит, происходит переориентация на более дорогие товары;

· появление новых туристических возможностей (сейчас распространены туры по винным регионам, в том числе и в г.Коньяк);

· широкая популяризация коньяка среди активного населения (спонсорство фестивалей джаза ( в Калининграде в 2008 г. одним из спонсоров фестиваля «Дон Ченто Джаз» стал коньяк «Старый Кенигсберг» ), многих ночных клубов и развлекательных центров , открытие первого музея коньяка в России и т.д.);

· рост культуры потребления алкогольных напитков в целом.

Сегодня на рынке коньяка отечественная продукция составляет порядка 20%, импорт — 80%. В основном это напитки из Франции и других европейских стран, а также бывших советских республик. Чтобы увеличить долю отечественной продукции на рынке, производителям необходимо предпринимать определенные шаги. В первую очередь, работать над качеством, улучшить как вкусовые, так и эстетические показатели продукта. Коньяк — благородный напиток, который нуждается в достойном оформлении.

Второй фактор — это реклама. Производителям стоит более активно подходить к участию в целевых мероприятиях и программах.

Рекламный бюджет у водочных компаний больше, чем у кого-либо на алкогольном рынке России. Конкуренция на водочном рынке обостряется с “космической” скоростью, новые водочные бренды появляются на полках заметно чаще, чем в сегменте любых других крепких напитков. Стоит учитывать также “массовость” водки как продукта, а значит — возможность продвигать ее в большем количестве мероприятий различной направленности. В отличие от водки коньяк — это все-таки продукт, который все еще ассоциируется с элитарностью.

На популярность и востребованность коньячных брендов влияет несколько факторов:

· Известность торговой марки;

· Цена продукции;

· Качество;

· Имидж производителя;

· Выдержка напитков;

· Регион, где выращивается виноград.

Хотя зачастую при выборе коньяка покупатели ориентируются либо на советы друзей, либо на совет кависта (продавца-консультанта) или промоутера.

Перспективы российского коньячного производства очень даже неплохие. Но занять значительную рыночную долю или полностью вытеснить с полок импорт — задача невыполнимая. В общем, по моему мнению, сегодня рост и развитие коньячного рынка в сегменте, ориентированном на потребителей со средним доходом, возможен, а в сегменте выше среднего (в связи со сложной экономической ситуацией) — вряд ли.

Согласно результатам многочисленных маркетинговых исследований российского алкогольного рынка, главная линия потребления алкогольной продукции направлена в сторону увеличения спроса на качественные и, следовательно, более дорогостоящие напитки. Это проявляется не только в том, что с рынка постепенно уходят совсем дешевые сорта водки, но и в том, что в классе крепких напитков с водкой все более ощутимо начинают конкурировать коньяки и бренди. По сравнению с традиционной для России водкой, коньяк считается напитком более высокого класса. В условиях роста доходов населения и наличия широкого выбора различных алкогольных напитков, темпы роста потребления коньяка в ближайшее время, не смотря на тяжелую экономическую ситуацию, останутся довольно высокими.

Перейти на страницу: 1 2 3 4