Маркетинговые решения розничного торговца

Самое важное решение, которое предстоит принять розничному торговцу, - это выбор целевого рынка. Не выбрав целевого рынка и не составив его профиля, невозможно принимать последовательные, согласующиеся между собой решения относительно товарного ассортимента, оформления магазина, рекламных, обращений и средств рекламы, уровней цен и т.п. Некоторые магазины совершенно точно ориентированы на свой целевой рынок. Розничному торговцу необходимо регулярно заниматься маркетинговыми исследованиями, чтобы быть уверенным в удовлетворенности своих клиентов.

Розничным торговцам предстоит принять решение о трех основных «товарных» переменных:

- о товарном ассортименте;

- о комплексе услуг;

- об атмосфере магазина [1].

Товарный ассортимент розничного торговца должен отвечать покупательским ожиданиям целевого рынка. Между прочим, именно товарный ассортимент становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными розничными предприятиями. Розничному торговцу предстоит принять решение о широте товарного ассортимента (узкий или широкий) и его глубине (мелкий или глубокий). Так, в сфере общепита заведение может предлагать узкий и мелкий ассортимент (небольшая буфетная стойка), узкий и глубокий ассортимент (буфет с холодными закусками), широкий и мелкий ассортимент (кафетерий) или широкий и глубокий ассортимент (крупный ресторан). Еще одной характеристикой товарного ассортимента является качество предлагаемых товаров. Потребителя интересует не только широта выбора, но и качество товара. Розничному торговцу предстоит также решить вопрос о комплексе услуг, которые он предложит клиентам. Семейные бакалейно-гастрономические магазинчики прошлого предлагали доставку товаров на дом, продажу в кредит и неторопливую беседу. В сегодняшних универсамах эти услуги полностью исчезли. В таблице 2 перечислены некоторые основные услуги, которые могут предложить розничные предприятия с полным циклом обслуживания. Комплекс услуг является одним из решающих орудий неценовой конкуренции для выделения магазина из числа остальных.

Таблица 3 - Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами

Предпродажные услуги

Послепродажные услуги

Дополнительные услуги

1.Прием заказов по телефону

1.Доставка покупок

1.Инкассирование чеков

2.Прием заказов (или отправка покупок по почте)

2.Обычная упаковка (или затаривание) покупок

2.Справочная служба

3.Проведение рекламы

3.Подарочная упаковка

3.Бесплатная автостоянка

4.Оборудование витрин

4.Подгонка товара

4.Рестораны, кафе

5.Внутримагазинные экспозиции

5.Возврат товаров

5.Услуги по ремонту

6.Примерочные

6.Переделка товара

6.Оформление интерьеров

7.Часы работы

7.Портновские услуги

7.Предоставление кредитов

8.Показы мод

8.Установка товара

8.Комнаты отдыха

9.Принятие старых товаров

9.Нанесение надписей на товары

9.Присмотр за детьми

10.Доставка наложенным платежом

Третьим элементом товарного арсенала розничного торговца является атмосфера магазина. У каждого торгового помещения своя планировка, которая может и затруднять и облегчать передвижение покупателей. Каждый магазин производит определенное впечатление. Один воспринимается грязным, другой - очаровательным, третий - роскошным, четвертый - мрачным. Магазин должен воплощать в себе атмосферу, которая соответствует вкусам потребителей целевого рынка и оказывает положительное влияние на совершение покупок. В похоронном бюро уместны тишина, приглушенный свет, умиротворенность, а в дискотеке - яркие краски, громкие звуки, биение жизни. Атмосферу создают творческие работники, знающие, как совместить зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные раздражители для достижения желаемого эффекта.

Перейти на страницу: 1 2